назад

Обзор современных методик раннего развития детей

Обзор современных методик раннего развития детей
30.05.2024

Содержание

Нет определения, что такое раннее развитие детей. То есть возраст ребенка, когда его развитие может считаться ранним, специалисты в разных странах принимают разным. Более того, этот возраст различается для разных методик и меняется со временем в сторону снижения.

Тем не менее, все специалисты по раннему развитию горой стоят за особую важность именно раннего развития, так как считают, что в этот период закладывается основа для последующего успешного физического, познавательного, языкового, социального и эмоционального развития.

 

Зачем нужно раннее развитие детям

 

Развивающие занятия в раннем возрасте воздействуют на мелкую моторику и когнитивные функции мозга.

Все новое, что приходит через органы чувств ребенка, зарождает любознательность, активную позицию по отношению к познаванию нового.

 

Когда ребенок уже может задавать вопросы, то у взрослых появляется явный канал обратной связи, с помощью которого можно уже корректировать направление раннего развития.

Однако, и в более раннем возрасте, даже если эта обратная связь еще не проявлена явно, ребенок все равно воспринимает ту или иную реакцию взрослых, которая должна его мотивировать к дальнейшему познанию мира.

 

Психологи и педагоги всегда старались творчески подойти к процессу взаимодействия взрослых и детей. Так появилось множество методик раннего развития.

методики раннего развития

Методика Домана

Американский физиотерапевт Гленн Доман — специалист по детскому раннему развитию. В 1955 году он открыл свой первый реабилитационный центр, где, со временем, стал принимать детей с неврологическими заболеваниями.

Гленн убежден, что дети наиболее активно усваивают знания и приобретают навыки до шести лет. В этом возрасте ребенок самостоятельно, без внешней мотивации познает мир и учится. Но для того, чтобы стать успешным в дальнейшем, необходимо создать условия, чтобы мозг ребенка активно работал в первые 3 года.

Доман распределил начальные знания по карточкам. На них изображены цвета, силуэты животных, точки, фигуры и другие так называемые биты – начальные знания, или база для дальнейшего развития.

По методу Домана занимаются с ребенком 3-4 раза в день или более. Показывают такие карточки и называют то, что на них изображено.

Карточки Домана свободно продаются и стоят не дорого.

 

Достоинства методики раннего развития по Доману

  • всестороннее развитие с самого раннего возраста;
  • методика не требует особого обучения;
  • любой родитель может заниматься без подготовки;
  • карточки для занятий можно сделать и самостоятельно.

 

Недостатки методики Гленна Домана:

  • ребенок пассивен. Он просто смотрит и запоминает;
  • необходимость постоянного присутствия взрослого — показывать карточки нужно несколько раз в день;
  • детям старше трех лет становится не интересно заниматься по этой методике.

карточки Домана
Методика Монтессори

Это одна из самых популярных методик в России и в мире. Ее придумала в начале 20 века итальянский ученый и врач Мария Монтессори.
Сегодня по методике Монтессори работают многие специалисты в детских центрах и детских садах по всему миру.

Здесь руководствуются правилом: «Помоги ребенку сделать это самому». Задача взрослых лишь наблюдать за тем, что интересует ребенка, и, при необходимости, помочь ему раскрыть те или иные способности.

 

Классы в системе Монтессори разновозрастные, как и методические инструменты, которые включают в себя множество специально созданных для детского развития игрушек – тренажеров..

Как правило, создается игровая комната с разными тематическими зонами: сенсорной, языковой, математической и др. Ребенок выбирает сам где ему более интересно. Все материалы, игрушки и пособия в свободном доступе.

Достоинства раннего развития по методике Монтессори:

  • акцент на воспитании независимости и активном социальном взаимодействии разновозрастных детей;
  • развитие самостоятельности в принятии решений;
  • отсутствие критики;
  • возможность учиться в своем темпе.

Недостатки методики Монтессори:

  • необходимость множества качественных учебных материалов, что существенно повышает цену организации игровых комнат;
  • свобода поведения может вызвать у некоторых детей дискомфорт;
  • последующая дисциплина в государственном образовательном учреждении требует отдельной адаптации.

Монтессори

Методика Никитиных

Борис и Елена Никитины взяли за основу опыт воспитания своих детей и разработали новую систему, которая стимулирует творческое развитие, физическую подготовку и развитие интеллекта ребенка.

Детей вовлекают в игры и занятия вне зависимости от возраста. Это позволяет младшим развиваться быстрее. Так создается образовательная среда, где используются головоломки, книги, спортивные снаряды.

По методике Никининых устраняется чрезмерная опека ребенка, но внимание уделяется в полной мере. Вовлеченность родителей в большинство процессов — обязательное условие. С детьми гуляют, играют, помогают делать уроки. Есть специально разработанные интеллектуальные игры.

 

Достоинства методики Никитиных

  • у детей с ранних лет развивается пространственное мышление и фантазия, любознательность и самостоятельность, логика и сообразительность;
  • нет боязни ошибиться;
  • формируется уверенность в своих силах для решения любой задачи.

 

Главный недостаток – необходимость тесного контакта с родителями. Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. Поэтому необходимо учитывать общеобразовательную программу и корректировать своевременно планы занятий.

методика никитиных

 

Вальдорфская методика

Владелец табачной компании «Вальдорф Астория» Эмиль Мольт решил создать свою школу для обучения детей. Педагог Рудольф Штайнер разработал новую образовательную программу.

Вальдорфская методика воспитывает так, что ребенок учится осознавать свои возможности, отвечать за поступки и с радостью помогает другим.

 

Здесь интенсивное развитие не приветствуется. Дети находятся в комфортных условиях, а педагоги учитывают их темперамент и индивидуальные особенности. На первом месте всегда развитие сильных сторон личности ребенка.

 

Достоинства Вальдорфской методики

  • дети не испытывают стресса из-за оценок;
  • приоритет эмоциональному и творческому развитию.

 

Недостатки Вальдорфской методики

  • с переходом к государственному образованию и сложно адаптироваться к оценочному подходу.

Вальдорфская методика

 

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан, будучи актрисой и преподавателем актерского мастерства, стала интересоваться ранним развитием, когда стала мамой. Она самостоятельно воспитывала свою дочь. Ей пришлось целиком посвятить свое время изучением различных подходов и мнений по вопросу раннего развития детей. Постепенно, получая собственный опыт, она начала стала специалистом по детскому раннему развитию и написала несколько книг на тему раннего развития детей.

В основу методики естественно была положена любовь родителей к своим детям, которые не жалеют своего времени для плодотворного развития в ходе естественного игрового общения. Такое взаимодействие не должно быть обязывающим для ребенка. То есть все игры нужно заканчивать до первых признаков усталости у детей.

 

Сесиль говорит, что «ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь». Не нужно планов. Лучше быть внимательным к своему малышу и развивать его врожденные стремления, наблюдая что ему интересно.

 

Достоинства методики Сесиль Лупан

  • гибкость и умение чувствовать ребенка не требует четкого соблюдения четких инструкций;
  • много внимания уделяется физическому и эмоциональному контакту матери и ребенка;
  • в книгах, например, «Поверь в свое дитя», Сесиль предлагает конкретные программы для освоения чтения, счета, основных понятий окружающего мира.

Недостатки методики Сесиль Лупан

  • к недостаткам иногда относят тот факт, что Сесиль не является педагогом по образованию;
  • есть так же мнение, что Сесиль не открыла ничего нового, но обратила внимание родителей на то, что ребенка нужно заинтересовывать и ненавязчиво помогать.

методика Сесиль Лупан

Методика Антона Макаренко

Знаменитый учитель Антона оказал существенное влияние на современное педагогическое мышление. Его методика сформировалась в начале 20 века в Советском Союзе при постоянном общении с детьми, большинство из которых были беспризорными. В основу методики были заложены важность трудового воспитания, коллективизм, самостоятельность и жесткая дисциплина.

Макаренко полагал, что определяющим в успехе воспитания имеет коллектив. Дети должны иметь общие цели, которые могут быть бытовыми или деловыми. Необходима так же защищенность, которая создает условия для развития творческих и других лучших человеческих качеств.

 

Воспитанники Макаренко жили в коммунах и работали по четыре часа и более в день, создавая то, что им было по силам. Праздность не допускалась. Совместный труд создавал комфорт и красоту. Так дети учились ценить прекрасное, прощаясь с плохими привычками.

 

Взаимодействие основывалось на внутренней собранности, пунктуальности, ответственности, уважению авторитета и мнения коллектива.

Достоинства методики Макаренко

  • достаточно внимания уделялось воспитанию взаимного уважения в семье, в коллективе;
  • игровые методы были всегда в центре внимания;
    воспитание трудолюбия на благо товарищей и всего общества.

 

Недостатки методики Макаренко

  • из-за ограниченности ресурсов не в полной мере учитывались желания ребенка;
    в результате творчество не всегда поощрялось, что сказывалось на развитии личности как генератора творческих идей;
  • методика была создана исходя из наличия большого и специфического коллектива, что ограничивает ее использование, например, при семейном воспитании и развитии.

методика Макаренко

Методика Николая Зайцева

 

Николай Зайцев стал известен по видимому благодаря своим «кубикам Зайцева». Но у него так же есть и другие пособия для обучения детей чтению.

Здесь предлагается учить детей чтению не по буквам или слогам, а по так называемым складам. Склады — это буквосочетания или речевые единицы, с которых любой ребенок начинает учиться говорить. Они содержат две буквы. Эти склады изображены на кубиках, которые имеют разный размер, цвет, вес и даже звучание. Так оказалось проще разделить склады на мягкие и твердые, глухие и звонкие. К кубикам прилагаются таблицы и аудиоматериалы.

 

Обучение начинают с двух лет. Конечно, это не то обучение, которое знакомо взрослым. Никаких правил в этой игре нет. Можно включить музыку, а ребенок двигается и ведет себя как угодно. Роль педагога — четко проговаривать склады, показывая кубики и обращая внимание на их цвет, форму и др.

 

Достоинства методики Зайцева

  • занятия проводят в непринужденной подвижной и игровой форме;
  • ребенок легко осваивает беглое чтение, так как взаимодействие с предметами представляет для него несомненный интерес;
  • разные кубики по размеру, цвету, скрипят, трещат и тд. За счет этого при взаимодействии с ребёнком включаются разные виды восприятия.

Недостатки методики Зайцева

  • нет четкой последовательности в обучении;
  • методика сконцентрирована только на освоении чтения.

раннее развитие кубики Зайцева

Методика «Школы семи гномов»

 

Система занятий с ребенком от рождения и до поступления в школу под названием «Школа семи гномов» разработана Дарьей Денисовой.

Методика включает учебный материал, состоящий из семи комплектов пособий с иллюстрациями и обучающими материалами. В свою очередь один комплект содержит 12 тетрадей на один год занятий. Каждый комплект отличается друг от друга по цвету и персонажу (гному).

 

По этой методике взрослым не нужно тратить время на поиск и подготовку материалов. Здесь есть инструкция, которая подсказывает родителям, как именно нужно объяснять ребенку задания и как он должен их выполнять.

 

Достоинства методики «Школа семи гномов»

  • предлагаемые пособия обеспечивают всесторонне развитие ребенка;
  • взрослые экономят время за счет подготовленных для них материалов.

 

Недостатки методики «Школа семи гномов»

  • по отзывам родителей пособия имеют разное качество адаптации к возрасту детей;
  • так как темпы развития детей различны, то некоторые дети могут не проявить интереса к части материалов из годового курса;
  • методика не затрагивает социализацию детей в коллективе.

методика школа семи гномов

Методика Воскобовича

Инженер-физик Вячеслав Воскобович, понимая, что в основе развития детей должна быть игра, создал их для своих детей. Это было началом создания целой серии таких игр. Сейчас существует более 40 развивающих игр Воскобовича и сопутствующих им пособий по раннему развитию.

Игры Воскобовича от двух и более лет требуют творческого подхода. В основе большинства игр – набор предметов для их сортировки, сопоставления, создания сложных конструкций и решения многоуровневых задач на логику.

 

Как приложение могут использоваться методички со сказками и историями, которые стимулируют процесс игры, содержат задания и вопросы. А основы чтения и математики ребенку приходится осваивать для того, чтобы успешно осваивать такие игры.

Достоинства методики Воскобовича

  • тренировка памяти, развитие мышления и внимание осуществляются непринужденно в процессе игры;
  • успешно развиваются сенсорно-моторные навыки;
    ребенок знакомится с геометрическими фигурами, цветами, осваивает чтение и счет.

Недостатки методики Воскобовича

  • стоимость наборов для занятий довольно высока. Поэтому эти наборы по большей части находят применение в малых группах по раннему развитию.

методика Воскобовича

 

Методика Масару Ибуки

Японский предприниматель Масару Ибука, как и некоторые другие специалисты по раннему развитию, считал, что в первые три года жизни наиболее важны для всестороннего развития ребенка. В этом возрасте малыш впитывает любую новую для него информацию.

 

Поэтому эффективность обучения нескольким иностранным языкам, плаванию, рисованию, игре на музыкальных инструментах будет максимальна.

Широко известна книга Масару Ибука «После трех уже поздно». По мнению автора одаренность не предопределена природой и ею можно управлять. Способности любого ребенка можно развить. То, что будет заложено в ребенка до трех лет, определит его интеллектуальный и эмоциональный потенциал в будущем.

Отсутствие внимания в возрасте ребенка до трех лет пагубно скажется на его успехах в будущем.

 

Достоинства методики Масару Ибука

  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • в раннем возрасте происходит настройка на гармоничное развитие;
  • успешно развиваются логика, аналитическое мышление, навыки письма, чтения и счета;
  • воспитывается инициатива и самостоятельность, потребность к проявлению творчества.

Недостатки методики Масару Ибука

  • в этой методике автор не дает конкретных рекомендаций и инструкций.

методика Масару Ибука

 

Методика Тюленева

 

Павел Тюленев создал МИРР — метод интеллектуального развития ребенка. Эта система раннего и ускоренного обучения для самых маленьких. Чем раньше начать привлекать внимание малыша, то есть дать пищу для ума, тем выше будут его интеллектуальные способности в будущем.

 

По методике Тюленева с младенцем занимаются изучением цифр, букв, музыкальных нот, формам и цветам раньше, чем тот начнет ходить. Так налаживается взаимодействие родителей с ребенком с первых дней жизни. По мнению Тюленева каждую минуту бодрствования младенца целесообразно использовать для умственного и физического развития. Забота родителей в стимулировании активности ребенка, обеспечивая нужную познавательную среду.

 

Тюленевым разработаны пакеты дидактических материалов: карточки и магнитная азбука для детей после года. Эти материалы размещаются в зоне видимости ребенка, например, на спинке детской кроватки и на стенах. Карточки можно периодически показывать ребенку, проговаривая их содержание.

 

В 2—3 месяца знакомимся с животными, растениями, буквами.
В 4—5 месяцев — с предметами из разных материалов, с цветами и формами.
В 6—7 месяцев начинаем работать с карточками.
После года знакомимся с буквами магнитной азбуки и с кубиками с буквами.

 

Достоинства методики Тюленева

  • занятия по этой методике развивают все психические процессы — внимание, речь, память, мышление — и подходят для любого ребенка.

Недостатки методики Тюленева

  • важна регулярность занятий, так как малыши быстро забывают познанное при продолжительных перерывах между занятиями;
  • от детей сложно получить обратную связь. Здесь этой обратной связью является внимание малыша;
  • методика не учитывает некоторые возрастные особенности малыша и ограничивает его творческие стремления в познании.

методика Тюленева

Методика Фридриха Фрёбеля

Немецкий педагог Фридрих Фрёбель известен своими трудами о воспитании. Концепция дошкольного образования в детском саду была предложена Фребелем впервые в 19 веке.
Согласно Фрёбелю ребенок с рождения имеет четыре основных начала (инстинкта): религиозное, деятельное, познавательное и художественное. Рекомендации таковы. Дать ребенку свободу движений, возможность быть на свежем воздухе, где он может играть со сверстниками или с взрослыми. Особую роль автор отводил маме, поскольку только она имеет возможность привнести в жизнь своего малыша гармонию, умиротворение и стабильность.

Познание мира происходит у детей при помощи игр и взаимодействию с природой.

Детские сады необходимы детям дошкольного возраста, так как здесь естественно происходит общение и другое взаимодействие со сверстниками. Коллективная деятельность несомненно положительно влияет на развитие и воспитание.

Достоинства методики Фридриха Фрёбеля
ребенку оказывается максимум внимания ребенку, так как детский садд именно для этого и создается.
Недостатки методики Фридриха Фрёбеля
методика создавалась более 200 лет назад и не учитывает современные исследования;
деятельность детей слишком регламентирована, что ограничивает развитие самостоятельности;
часто воспитатели подходят к игровому процессу формально, что может иметь причину в большом количестве детей в группах.

Методика Занкова

Леонид Занков, будучи руководителем лаборатории в Академии педагогических наук СССР, в течение 20 лет старался адаптировать учебный процесс для младших школьников. В результате удалось сформулировать принципы, на которых и была построена методика Занкова.

Для детей формулируются вопросы, которые стимулируют у детей поиск ответов. Найти эти ответы детям помогают педагоги. Дискуссии и споры, отстаивание своего мнения становится правилом в учебном процессе, а не исключением.

Приоритет всегда у нового материала. Повторение пройденного становится второстепенным. Появляются все более сложные задания, для решения которых нужны новые знания и навыки. Такая методика развивает интеллект, творческое мышление, волю к получению результата.

Достоинства методики Занкова.
подходит для увлеченных, нацеленных на результат детей;
учит рассуждать, генерировать варианты решений, находить нестандартные подходы;
дети после курса начальной школы по методике Занкова отличаются высокой успеваемостью;
развиваются коммуникативные навыки, умение выражать свои мысли и слышать других;
воспитываются лидерские качества;

Тем не менее, Министерство образования пока не принимает методику Занкова.
Недостатки методики Занкова
Нагрузка на занятиях и темп подачи нового слишком высокие;
обучение требует максимальных усилий от детей;
пропуски занятий сложно наверстать, так как отставание будет наслаиваться на следующих занятиях;
роль учителя является определяющей, так как он должен успевать уделять внимание каждому;
домашние задания сложны, часто и для родителей;
программа разработана только для начальных классов.

 

 

Методика Чаплыгина

Данная методика обучения чтению близка к методике Зайцева. Есть несущественные отличия, связанные с упрощением методики Зайцева.

Методика интенсивного обучения Китайгородской

Методика Галины Китайгородской предназначена для быстрого изучения иностранных языков. В этой методике детально проработаны техники запоминания и созданы учебники, что обеспечивает достижение результата очень быстро.
Ученику предлагается большое количество различных грамматических, лексических, фонетических упражнений, которые нужно освоить за короткий срок.

Достоинства методики Китайгородской
результат ожидается достичь в течение восьми недель;
есть готовая программа и учебники.
Недостатки методики Китайгородской
методика предполагает интенсивное обучение в группе под руководством преподавателя, поэтому не подходит для самостоятельного обучения;
предполагаются ежедневные многочасовые занятия, что довольно трудно в плане мотивации ребенка;
серьезная нагрузка может ограничивать участие детей.

Методика раннего развития «Музыка с мамой» Железновых

Эти развивающие музыкальные занятия предназначены для самого раннего возраста. Сергей Железнов и его дочь Екатерина после изучения воздействия музыки на детскую психику, разработали последовательность взаимодействия с малышами через музыку.

Известные потешки, песенки и простые движения легко запоминаются и затем ребенок естественно их начинает повторять.

В занятиях, которые проходят в игровой форме, малышу ничего не нужно делать. Педагог или мама показывают простые движения, а ребенок их повторяет.

Достоинства методики Железновых:

у ребенка формируются навыки правильной речи, развиваются музыкальный слух и моторика;
танцы и игры укрепляют мышцы;
дети сближаются с родителями, происходит их постепенная социализация.

Недостатки методики Железновых:

предложенный план действий может ограничивать развитие творческого начала;
в зависимости от возраста и способностей нужно внимательно подбирать песенки и движения для освоения.

Методика раннего развития Марии Гмошинской

Мария Гмошинская — врач-педиатр. Она однажды заметила, что в группе детей полутора-двух лет 5-месячый малыш с интересом рисовал и создавал шедевры вместе с другими детьми.

Был сделан вывод, что живописью можно начать заниматься, по крайней мере, начиная с 0.5 лет. Такой ребенок, хоть и не говорит, но начинает понимать, что ему говорят взрослые. Он непременно сообразит, чсто можно сделать с листом и с пальчиковыми красками.

Первые занятия рисованием должны длиться до 3—5 минут. Постепенно длительность можно увеличить до 15—20 минут при условии, что ребенка увлекает такое занятие.
Регулярность занятий формирует привычку творить.

Достоинства методики Марии Гмошинской
естественно развивается мелкая моторика и цветовосприятие;
творчество — мощный источник позитивных эмоций;
ребенок начинает познавать этот мир в действии с очень раннего возраста.

Недостатки методики Марии Гмошинской

состояние мамы должно быть соответствующим творческому процессу;
методика ограничена рисованием и не предполагает стимулирование расширения интересов ребенка.

Выводы.
Здесь дан только краткий обзор существующих методик раннего развития детей. На самом деле таких методик специалистам известно гораздо больше. Однако, ни одна из таких методик не претендует на универсальность и имеет свои достоинства и недостатки.

Поэтому, те родители, которые чувствуют свою ответственность за успешное и всестороннее развитие ребенка, должны хотя бы немного вникнуть в процесс раннего развития детей.

Важно учесть, что все эти методики направлены на интеллектуальное развитие ребенка. В то же время, для гармоничного развития необходимо уделять столько же или даже больше внимания духовному развитию малыша.

Лучшее обучение здесь – собственным примером. Если родители любят и уважают своих родителей, то и их дети будут любить и уважать их. И если родители не забывают подсказывать своим детям, что они должны быть внимательными, помогать другим малышам, то так они с детства стимулируют в детях раскрытие положительных качеств.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Поделиться с друзьями

Другие Материалы

ВконтактеInstagramYouTubeRUTUBE